Вторичное использование аккумуляторов электромобиля (исследование)

0

7 сентября 2012

У аккумулятора электромобиля непростая судьба. Батарея переходит в разряд бесполезных уже по истечении около 20-30% от срока ее потенциальной полезной эксплуатации. Но должна же быть у аккумуляторов жизнь после «смерти», верно?

Результаты двух первых этапов исследования, финансируемого из бюджета штата Калифорния и за счет Министерства энергетики США, позволяют предположить, что аккумулятор электромобиля может рассчитывать на реинкарнацию. Но наличие остаточной стоимости у батареи не обязательно означает, что в будущем мы сможем платить меньше денег при покупке электрических транспортных средств.

Многолетнее исследование проводят специалисты калифорнийского научно-исследовательского центра по устойчивому развитию энергетики (CCSE) в Сан-Диего. Поскольку часть средств на финансирование проекта была выделена из бюджета штата Калифорния, ученые решили отдать приоритет изучению механизмам повторного применения батарей, которые могли бы принести пользу калифорнийцам. Отметим, что на долю жителей этого штата приходится около 35% всех электромобилей и гибридов в Соединенных Штатах.

По словам Майка Ферри, менеджера транспортной программы научно-исследовательского центра, одной из предпосылок этого проекта являлась попытка снизить стоимость электрических транспортных средств. Ферри отметил, что сделать это, вероятно, не удастся. Стоимость батарей слишком сама упадет за период их использования в электромобиле (от 8 до 10 лет), к тому же за это время будут разработаны более современные и технологичные аккумуляторы.

Поиском механизмов повторного применения батарей для электромобилей, после определенного периода их использования в транспортном средстве, занимается ряд крупных производителей экологически чистых машин, в том числе Nissan, Chevrolet, Tesla, Mitsubishi и Ford. Nissan даже создала отдельное совместное предприятие с Sumitomo Corporation для содействия альтернативному применению батарей своей LEAF, которые впоследствии попадут на вторичный рынок.

CCSE движется в том же направлении, что и General Motors. Исследования проходят в три фазы. На первом этапе ученые проанализировали потенциальные механизмы применения отслуживших батарей и разработали методики их тестирования. На втором этапе специалисты собирали использованные батареи электромобилей и протестировали их в лаборатории.

По словам Тобиаса Барра из университета Калифорнии, эти испытания показали, что использованные аккумуляторы все еще на многое способны. Батареи по-прежнему сохраняют свою полезность в плане хранения энергии. Барр сказал, что результаты исследования, возможно, помогут снизить затраты на электроэнергию для ее потребителей из Калифорнии.

Местные коммунальные предприятия платят большие деньги на покупку и обслуживание резервных генераторов, которые используются при колебаниях в подаче электричества. На смену им могут прийти аккумуляторные батареи, накапливающие электричество на случай непредвиденных сбоев. Это позволит избежать зависимости от «грязных» и дорогих электростанций на ископаемом топливе. Электричество для накопления в батареях можно будет получать из возобновляемых источников, таких как солнечная или ветровая энергия.

Однако на практике все не так просто, как в теории. С одной стороны, у Калифорнии есть специальный механизм управления энергосетью – т.н. система независимой работы (independent operator system; ISO), которая координирует использование 80% электричества в западном штате. Она позволяет добиться соответствия генерирующих мощностей и нагрузки, а также и поддерживает частоту тока в электрической сети на необходимом уровне. Интеграция массива батарей в эту систему будет сложной задачей. Кроме того, не все аккумуляторы одинаковы, когда речь идет о пригодности для хранения энергии. Многое зависит от производственного процесса и контроля качества. По словам Ферри, сейчас на рынке присутствует огромное разнообразие батарей, что усложняет отбор образцов с приемлемым качеством.

В настоящее время исследователи готовятся к началу третьего и заключительного этапа – интеграции использованных батарей в миниатюрную энергосеть кампуса Калифорнийского университета. Специалисты хотят своими глазами посмотреть на фактическую модель подобной системы. Сотрудники научно-исследовательского центра ожидают, что эта фаза может продлиться до шести лет. Кроме того, ученым придется найти дополнительные источники финансирования и больше использованных батарей. Поэтому помощь со стороны владельцев электромобилей только приветствуется, если конечно аккумуляторы в их авто сошли с конвейера высококлассного производителя.

Tweet

Добавить комментарий