Представьте, что причина загрязнения окружающей среды в один момент превратиться в альтернативный источник энергии. Невозможно? Специалисты из североамериканского университета Purdue считают иначе. Вместе с инженерами компании General Motors они разработали тepмoэлeктpичecкий гeнepaтop, способный преобразовывать тепло выхлопных газов в электрическую энергию.
Тepмoэлeктpичecкий гeнepaтop не инновация, принцип работы этого устройства основан на применении эффекта Зеебека, который был открыт еще в 1821 году. Суть эффекта заключается в возникновении электродвижущей силы в замкнутой электрической цепи, состоящей из двух последовательно соединенных разнородных материалов при условии, что на местах контактов будет поддерживаться разность температур. Тepмoэлeктpичecкий гeнepaтop, благодаря этому явлению, способен превращать тепловую энергию в электрическую.
КПД тepмoэлeктpичecкого гeнepaтopа сравнительно низкий, поэтому такое устройство применяется в основном в местах, где нет возможности использовать другие источники электропитания. Но автопроизводители потенциалом этой разработки заинтересовались не зря. Подобную технологию намереваются использовать в кaтaлитичecкoм дoжигaтeле выxлoпныx гaзoв — устройстве, установленном в выхлопной системе автомобиля для уменьшения выброса в атмосферу вредных веществ.
Если одну поверхность тepмoэлeктpичecкого гeнepaтopа направить к кaтaлитичecкoму дoжигaтeлю, чья температура может достигать 700 градусов по Цельсию, а другую сторону оставить холодной с помощью специального материала с низкой теплопроводностью, то удастся добиться достаточной разности температур, которая благодаря эффекту Зеебека обеспечит эффективную выработку электроэнергии.
Проблема заключается именно в поиске материала, который бы обладал достаточно низкой теплопроводностью для эффективной работы устройства. Пока ученые решили остановиться на скуттерудите – минерале, состоящем из никеля, кобальта и железа. К металлам, снижающим теплопроводность, можно отнести любые редкоземельные элементы, именно поэтому в производстве тepмoэлeктpичecкого гeнepaтopа для выхлопных газов может быть использован мишмeтaлл — сплав из редкоземельных металлов.
Проект был профинансирован (1.4 миллиона долларов) Национальным Фондом Науки и Министерства энергетики США. Уже в январе будущего года GM оснастит новыми тepмoэлeктpичecкими гeнepaтopами несколько своих автомобилей. В случае если испытания пройдут удачно, технология пойдет в массы.
А где российские инновационные разработки? Где Ё-мобиль, о котором шумели несколько лет назад все средства массовой информации?
Кстати. есть у нас инновационные разработки, но только они не от Сколкова, чубайсовской нанотехнологии. Это -народные умельцы, кулибины, самодельные конструкторы и изобретатели. Но эти бедолаги не имеют поддержки от родного государства. Одним из таких бедолаг являюсь я. Проект Ё- мобиля закончился закончился пуком, но мог быть и другой вариант. В начале этого прожекта, я написал письмо Прохорову со своими предложениями. Несколько недель назад отправил письмо по интернету его сестре Ирине, чтобы она передала ее своему брату. Но ни на первое. ни на второе письмо я ответа не получил. В ноябре 13 года написал письмо в Даймлер Бенц. Ответ по почте России я получил буквально через две недели. Обращался в АвтоВАЗ, но прошли около восьми лет, а ответа нет. Предлагал я всем — роторный двигатель, гидрообъемную трансмиссию, механизм поддержания зазоров между диском и тормозными накладками в дисковых тормозах. Все предложения носят инновационный характер, не имеющие аналогов или превосходящие все аналоги по всем параметрам. Немцы заинтересовались механизмом, пока. Кстати гидрообъемная трансмиссия способствовала бы созданию автомобиля вне всякой конкуренции по всем параметрам- по стоимости, комфортности. экономичности . надежности, простоте, технологичности… В телефонном разговоре с представителем Ваза мне ответили, что они не интересуютсяроторными двигателями, и тд.
Эти типа ученые не разбираются даже в принципе работы термоэлементов. Чтобы получить на холодной стороне пониженную температуру, нужно не теплоизолировать эту сторону, а охлаждать радиатором.