В конце прошлого года ученые из Массачусетского технологического института заявили о своей новой разработке – полутвердой проточной ячейки SSFC с новым жидким электролитом Cambridge Crude. Оказалось, что уже долгое время в том же направлении работают специалисты национальной лаборатории Sandia National Laboratories. Недавно они представили новое семейство жидких электролитов для проточных батарей, энергоёмкость которых превышает современные аккумуляторы в три раза.
MetILs – это электролит на основе ионной жидкости, содержащей частицы металлов – кобальта, марганца, никеля, железа и ванадия. Проточная батарея Sandia обладает ёмкостью в три раза превышающую литий-ионные аккумуляторы, при этом она выдерживает до 14000 циклов заряда/разряда или 20 лет работы, что в принципе недостижимо для химических источников тока на основе лития.
Работа проточной батареи напоминает действие топливного элемента. Электрический ток вырабатывается здесь за счет взаимодействия двух жидких составов, прогоняемых насосами через активную зону – топливную ячейку. То есть, для поддержания заряда батареи нужно просто заливать в специальные баки ионную жидкость. Очень удобно и эффективно. Но есть и проблемы. Размеры современного проточного аккумулятора с необходимыми параметрами значительно превышают размеры самого автомобиля. К тому же проточные батареи могут оказаться дороже литиевых.
Однако проблемы решаемы. Специалисты Sandia National Laboratories решили отказаться от воды, что позволило резко снизить габариты аккумулятора. Добиться этого удалось за счет более высокой концентрации недорогих нетоксичных металлов (железо, марганец и медь) в электролите. Полученные результаты применимы пока только к катоду проточной батареи. Следующим шагом для команды Sandia станет поиск подобных материалов для анода.
0
27 февраля 2012