Томский политехнический университет (ТПУ) и лауреат премии «Глобальная энергия» исландский профессор Торстейн Инги Сигфуссон на промышленной ярмарке Hannover Messe-2012 представили совместный проект топливных ячеек, работающих на водороде.
Цель проекта наглядно продемонстрировать альтернативу ископаемому топливу, которое, по словам авторов, обладает несколькими непростительными недостатками: высокая цена, большой уровень выбросов вредных веществ и невозобновляемость. Глава Международной научно-образовательной лаборатории «Технологии водородной энергетики» Юрий Тюрин считает, что топливные ячейки полностью исключают эти недостатки.
Во-первых, при их работе выделается только тепло и чистая вода. Во-вторых, топливные ячейки не задействуют полезные ископаемые. И в третьих, энергоемкость водорода выше, чем у природного газа, дизеля, бензина, этанола и метанола, а значит, он экономически более целесообразен, чем любое ископаемое топливо.
Конечно, все эти преимущества стоит рассматривать лишь в перспективе, поскольку перед учеными и инженерами стоит ряд сложнейших технических и экономических задач. Все эти проблемы, по словам специалистов, будут решаться в течении следующих 20-30 лет.
Однако тот факт, что водородными топливными элементами занимаются ведущие научно-исследовательские лаборатории и автопроизводители мира, говорит о работоспособности технологии. Профессор Торстейн Инги Сигфуссон, который является научным руководителем лаборатории ТПУ, заявляет, что им удалось создать топливные ячейки с КПД 60-70%. Они могут быть использованы в автомобилях и самолетах для повышения их экологической безопасности, а также применяться как резервный источник питания для малоэтажных зданий.
Проект уже нашел применение в области автомобилестроения. С использованием этой технологии построено три автобуса для правительства Исландии. Аналогичные машины уже заказали Великобритания, Германия и Португалия.
«Мне бы хотелось представить результаты нашей совместной работы, чтобы показать заинтересованность российских ученых в сотрудничестве с немецкими производителями. Я пытаюсь открыть Россию для переговоров с потенциальными партнерами из бизнеса или инвестиционного сообщества для продвижения нашей совместной технологии», – подчеркнул профессор.
По мнению аналитиков у России есть потенциал стать одним из лидеров в производстве водородных топливных элементов. Хорошая теоретическая база научных исследований в сочетании с уже действующими опытными образцами позволяют говорить о большом потенциале этой технологии в нашей стране.
Автор статьи видимо не в курсе, из чего и как получают водород в промышленном масштабе, раз противопоставляет топливные элементы и ископаемое топливо ?
Автор статьи подразумевал электролиз, паровую конверсию и биокультуры. Способов получения водорода — куча. До того момента, как топливные моменты станут неотъемлемой частью автомобильной промышленности (15-20 лет), один из этих методов будет оптимизирован до масштабного производства. Иначе, зачем нужны топливные элементы?