История проекта под названием PAC-Car началась в 2002 году. Разработкой этого уникального автомобиля занималась группа студентов из швейцарского политехнического университета ETHZ. Нужно отметить, что лаборатория ETHZ более двадцати лет занимается исследованиями в области передовых систем, позволяющих снизить вредную эмиссию и улучшить топливную экономичность легковых автомобилей. Одной из разработок, существенно повлиявших на развитие топливных элементов, стал проект fuel-cell-APU. Но идея создания водородного автомобиля PAC-Car появилась неожиданно.
Все технические достижения ETHZ едва ли выходили за рамки самого университета. Редко информация о новой разработанной системе доходила даже до местных СМИ. И тут одному из сотрудников пришла в голову идея принять участие в ежегодном экологическом марафоне, организацией которого занимается нефтегазовая компания Shell Выступить с PAC-Car в этом уникальном заезде, означало заявить о себе всему миру. Швейцарские конструкторы не отказались от такой возможности.
PAC-Car — первопроходец
Цель эко-марафона Shell — найти самый экономичный автомобиль в мире. Инженеры из ETHZ решили, что достигнуть максимальной экономии помогут водородные топливные элементы. Принцип системы достаточно прост: химическая энергия водорода, попадая в топливные ячейки, превращается в электрическую, которая в свою очередь с помощью электромотора преобразовывается в механическую. Одна только проблема: до этого в таком марафоне водородные автомобили не участвовали. Но в 2003 PAC-Car I стал первопроходцем. Он показал невероятную экономичность, потратив на 100 км всего 16 грамм водорода, что эквивалентно 1700 километрам на 1 литре бензина!
Этот результат не был выдающимся, и, взглянув на автомобили, участвующие в этом марафоне, не трудно догадаться почему. Их низкий вес, высокие аэродинамические показатели, и особая конфигурация позволяет максимально снизить потребление топлива. Поэтому на таких соревнованиях даже 2000 километрами на одном литре ни кого не удивишь. Но создатели PAC-Car почувствовали потенциал своего проекта, и начали усердно трудиться над своим водородомобилем.
В 2004 году водород был официально признан топливом, что прибавило энтузиазма студентам из Цюриха. Была создана отдельная команда для разработки PAC-Car II, была проведена кропотливая работа над архитектурой автомобиля, колесами, аэродинамикой, топливным элементом и двигателем. Кстати, если говорить о аэродинамических показателях, то коэффициент лобового сопротивления здесь составляет невероятных 0.08. К примеру, у серийных автомобилей эта цифра может составлять 0.4-0.6. За каждую сотую долю производители буквально сражаются, поэтому очевидно, что разница колоссальная.
Мировой рекорд и награды PAC-Car II
К 2005 году, то есть к следующему марафону, PAC-Car II был готов. Свой первый же заезд швейцарский водородный автомобиль сделал мировым рекордом, израсходовав в бензиновом эквиваленте один литр топлива на 5134 километров! Создатели подсчитали, что для того, чтобы обогнуть земной шар на PAC-Car II потребуется всего 8 килограмм водорода. Кроме заслуженной записи в книге рекорда Гиннеса PAC-Car II получил международную награду Energy Globe 2005 за вклад в сохранение энергии.
Сегодня PAC-Car II не участвует в заездах, он уже знаменит. Все технологии, которые были использованы в этом проекте, тщательно изучаются инженерами крупных компаний, а студенты продолжают свою работу над улучшением качества легкового автомобиля.
0
23 ноября 2010