Исследователи из отделения Университета Коннектикута (UConn), связанного с разработкой альтернативных источников энергии, предложили новый способ изготовления водородно-кислородного топливного элемента. Предложенный метод может лечь в основу производства доступных топливных элементов уже через 8-10 лет.
Водородные топливные элементы с протонно-проводящей мембраной (PEMFC) являются привлекательной альтернативой современным источникам топлива для автомобиля. Они обладают достаточно высоким КПД (в настоящий момент до 60%) и самым низким уровнем выброса парниковых газов (результат работы системы – чистая вода и тепло). Кроме того, топливные элементы надежны в эксплуатации, поскольку не имеют каких-либо движущихся частей.
Но есть проблема: сегодня минимальная себестоимость автомобиля на топливных элементах составляет около 100 000 долларов. Такая цена обусловлена большими затратами на производство аккумуляторов и топливных элементов (к примеру, в качестве катализатора PEMFC-элемента используется платина) и утилизацию отходов. Профессор Раденка Марич предложила новый процесс создания топливного элемента, в котором требуется в 10 раз меньшее количество материала для катализатора при минимальных отходах производства.
Смысл новой технологии заключается в том, что мельчайшие частицы катализатора распыляются в виде газового пламени из специального сопла на мембрану PEMFC-элемента, где тут же охлаждаются, образуя слой из твердых частиц размером с атом. Такой метод позволяет миновать обязательный этап сушки, а благодаря тонкому контролю нанесения катализатора снизить количество отходов, сократив тем самым расходы на производстве.
Марич уже получила международное признание за свою работу над топливными элементами, после разработки оригинальной технологии нанесения тонких плёнок. Ранее в своей карьере она была старшим научным сотрудником и руководителем группы Центра тонкой керамики в городе Нагоя, где занималась созданием особого материала, улучающего свойства топливного элемента. Ею опубликовано более 150 научных работ и зарегистрировано несколько патентов. В настоящее время технологией Марич уже заинтересовались несколько крупных энергетических компаний.
http://makeitquantum.ru/mushrooms-for-batteries/