Сегодня понятие гибридный автомобиль у многих ассоциируется с легендарным Toyota Prius Hybrid. Справедливо, ведь это первый легковой серийный автомобиль, оснащенный современным гибридным двигателем. Однако история гибридных машин начинается гораздо раньше…
Первый гибридный автомобиль
Удивительно, но в начале 20 века электромобили составляли серьезную конкуренцию автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Но громоздкая и нерентабельная система аккумуляторов вытеснила электрические автомобили с рынка. Одним из ярких представителей электрокаров того времени был Lohner-Porsche — детище Фердинанда Порше.
Первоначально немецкий инженер задумывал построить электрический автомобиль, но позже к электрической схеме был добавлен ДВС. Первый в мире гибрид окрестили Semper Vivus (всегда живой). Так началась история гибридного автомобиля.
После второй мировой по советским улицам ездил автобус — ЗИС-154. В его хвостовой части находился дизельный 110-сильный агрегат, работающий в паре с генератором постоянного тока. В 60-70 годы советский ученый Нурбей Гулиа проводил множество испытаний с маховичными гибридными двигателями, благодаря которым удавалось почти на половину снизить расход дизельного топлива.
В то же время «за океаном» американский инженер Виктор Воук преобразовал Buick Skylark, оснастив его роторным мотором и 20-киловаттным электродвигателем. Эти люди внесли непосредственный вклад в развитие экономичных и экологичных автомобилей.
Поэтому гибридный автомобиль Toyota Prius лишь венчание многолетней работы многих талантливых инженеров. Но это не умоляет заслуг японских конструкторов, они сделали настоящий прорыв.
Современные системы гибридных автомобилей
Для легковых автомобилей первоначальная конструкция гибридных установок была слишком громоздкой и тяжелой. Японцы предложили для гибридного автомобиля Prius уникальную систему, которая представляет собой союз двух электромоторов, выполняющих роль генераторов, и бензинового двигателя работающего по циклу Аткинсона. Работа по такому циклу делает двигатель более экономичным и экологичным, однако мощность у него не велика. Очевидные плюсы усовершенствованной технологии:
- Масса электрического двигателя была существенно снижена. К примеру, тот же Prius, являясь среднеразмерным автомобилем, весил 1.5 тонны, и с каждым годом его масса уменьшается. Все это положительно сказывается и на динамике, и на экономичности.
- Отказ от традиционной коробки передач. Ее заменила бесступенчатая трансмиссия с электронным управлением, которая тоже имеет свои преимущества.
- Мощность экономичного мотора Аткинсона компенсируется электрическими установками, а значит, в динамике гибридный автомобиль не теряет.
- Возможность вручную переходить на режим электромобиля. Основные преимущества — тишина, плавность хода, ну и нулевая эмиссия естественно.
- Применение рекуперативного торможения, то есть энергия при торможении частично используется для подзарядки аккумуляторов.
У такой системы все еще есть свои недостатки, но все они решаемы. Кажется, что гибридный автомобиль – это то самое звено, которое позволит человечеству выиграть время и постепенно перейти на альтернативные источники энергии.
0
9 сентября 2010