Попытки создания химического источника тока с применением лития начались еще в начале прошлого столетия. Выбор этого щелочного металла не случаен — он химически очень активен. Однако его высокая реакционная способность имеет и обратную сторону. В 70-80-е годы литий-ионные аккумуляторы являлись достаточно опасными изделиями. Бурная реакция лития с электролитом очень часто приводила к взрыву аккумулятора, а из-за взаимодействия дендритов лития с электродом противоположного знака случались короткие замыкания и быстрый нагрев батареи.
Первый литий-ионный аккумулятор
Прогресс электронной промышленности вызвал потребность в энергоемких, легких и быстро перезаряжающихся источниках тока. На возрастающий спрос первой среагировала компания Sony, представив в 1991 году литий-ионный аккумулятор, в котором металлический литий — основная причина взрывов, был заменен ионной формой, более безопасной и эффективной. Положительный электрод первой литий-ионной батареи был создан на основе кобальтата лития, а в качестве отрицательной пластины использовался кокс — углерод, получаемый в процессе термической обработки угля. В дальнейшем кокс был заменен на графит.
Безусловно, для массового коммерческого использования потребовался соответствующий уровень защиты литий-ионных аккумуляторов. Вопросам безопасности и хранения производители уделяли особое внимание. Сегодня все без исключения Li-ion аккумуляторы имеют защиту в виде двухслойного сепаратора, исключающего риск внутреннего короткого замыкания. В схеме защиты современной литий-ионной батареи на полевом транзисторе используется ключ, который при достижении напряжения 4.3 В прерывает процесс заряда. Кроме того, большинство Li-ion аккумуляторов имеют специальный термопредохранитель, разрывающий цепь при нагреве батареи до 90 С.
Литий-ионные батареи для электромобиля
Первоначально Li-ion батареи находили широкое применение лишь в компактных устройствах, таких как сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты, камеры и ноутбуки. Но с недавнего времени литий-ионными аккумуляторами заинтересовались авто производители. Современные li-ion обладают высокими удельными характеристиками: 100-180 Вт*ч/кг и 250-400 Вт*ч/л. Рабочее напряжение может составлять 3,5-3,7 В. Именно поэтому Li-ion батареи считаются лучшей альтернативой никель-металлогидридным. Сегодня литий-ионный аккумулятор может обеспечить электромобилю средний запас хода 150-250 километров, с числом циклов разряда/заряда от 500 до 1500.
Стоимость производства аккумуляторов варьируется от 400 до 800 долларов за 1 кВт*ч, однако компания Panasonic специально для Tesla Motors делает компактные батареи, стоимостью всего 200 долларов за кВт*ч. Это все ещё дорого, и многие специалисты отмечают, что из-за специфики производства лития снижение цен на классические литий-ионные батареи ждать не приходится. Есть и другое мнение.
Литий-полимерные аккумуляторы (Li-ion-pol)
Полимерные литий-ионные аккумуляторы — это эволюция традиционных химических источников тока, новое поколение батарей на основе лития. Здесь анод разделен с катодом посредством полиакрилонитрила — композитного материала, содержащего литиевую соль. При одинаковой удельной плотности Li-ion-pol аккумуляторы способны хранить на 20-25% больше энергии, чем аналогичные литий-ионные. Кроме того, при незначительной разнице себестоимости производства литий-полимерный аккумулятор превосходит обычные батареи в легкости и экологичности.
Недостатки
При всех своих положительных свойствах Li-ion батареи имеют и отрицательные стороны. Вот основные:
- Главными недостатками современных литий-ионных батарей является их высокая стоимость и все еще низкая экологичная безопасность;
- Использование Li-ion аккумуляторов в электромобиле не может иметь массовый характер, так как производство лития ограниченно;
- Литиевые батареи достаточно быстро стареют, вне зависимости от того работает ли аккумулятор или просто лежит без дела.
- Холод способствует быстрому разряду батареи. В тоже время низкая температура (3-5 C) является важным фактором, сдерживающим потерю емкости при их хранении.
У литий-инного аккумулятора ограниченный потенциал, который современная наука пока ещё не достигла. Поиски наилучшего материала для катода привели к появлению целого семейства химических источников тока на основе лития, различающихся друг от друга энергоёмкостью и параметрами режимов разряда/заряда. Работа над созданием идеального аккумулятора продолжается.
Новости по теме

PolyZion – проект разработки аккумулятора нового поколения
Поиск легкой, дешевой и экологически безопасной аккумуляторной батареи продолжается. Ученые, принимающие участие в исследовательском в...

К 2017 году цены на литий-ионные аккумуляторы сократятся на треть
Стоимость литий-ионных аккумуляторных батарей, используемых в электромобилях, упадет примерно на треть уже к 2017 году. Это произойдет за...

Электромобили Mitsubishi будут работать на аккумуляторах со сверхбыстрой зарядкой SCiB от Toshiba
Ровно год назад Mitsubishi и Toshiba объявили о старте совместного проекта по созданию автомобильных аккумуляторов, время зарядки которых...

Johnson Controls открывает центр по переработке автомобильных аккумуляторов
Что можно сделать с батареями электромобилей по завершении срока их службы? Можно использовать их в качестве накопителей для резервного...

Ученые нашли способ повышения срока службы сверхъёмких литий-серных аккумуляторов (Li-S)
Ученые из Стэнфордского университета сделали серьезный шаг по превращению экзотической технологии в изделие, доступное для массового...

Toyota пустит на рециклинг аккумуляторы своих гибридов вышедших из эксплуатации
Литий-ионные и никель-металлгидридные аккумуляторы гибридных автомобилей Тойота, вышедших из эксплуатации, будут подвержены повторному...
еще один недостаток таких батарей, чем ниже температура окружающей среды, тем быстрее они разряжаются (быстрее батарей других типов)
Да, низкая морозоустойчивость — еще одна проблема li-ion. Спасибо за дополнение. В будущем планируется серия статей про семейство литиевых батарей, там мы шире рассмотрим виды, недостатки и примеры, в которых инженерам все-таки удалось избавиться от некоторых "болезней" АКБ.
Skolko stoit batareya dlia elektromobila? i skolko stoit dvigatel dlia elektromobila?Odnim slovom gde i kak mojno kupit polnuyu komplektaciu i za skolko? Xochu obichniy avtomobil peredelat na elektromobil.
Все зависит от «донара», то есть какую именно машину вы хотите переделать. Вообще рекомендую посетить этот форум http://electroauto.ru/forum задайте вопрос в нужной ветке и вам помогут. Что касается комплектующих, в разделе «друзья» есть ссылка магазина ЭКО-МОТОРС, там все что нужно для электромобиля можно заказать.
У меня не плучилось зайти на форум, Я хочу переделать Москвич на электромосквич, откуда могу собрать информацию об электромобилях? Помогите пожалуйста.
Добрый день, здесь помогут http://electrotransport.ru